ТРОПЫ (греч.
tropos — поворот, оборот речи) - слова или
обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент
художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха,
гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты
речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания:
анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и
др.
ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная напреувеличении («реки крови», «море смеха»).Противоположность – литота. ЛИТОТА (греч.
litotes — простота) - троп, противоположный
гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название
литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.
МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение,
перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании
общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное
сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как»,
«словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
Век
девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
(А. Блок)
МЕТОНИМИЯ (греч.
metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на
основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле
("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале;
"лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и
кресла, всё кипит...
(А.С. Пушкин)
ПЕРИФРАЗА (греч.
periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова
описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п). ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея,
персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных
предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А.К. Толстой)
СИНЕКДОХА
(греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части
вместо целого или наоборот.
- Скажи-ка,
дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?
(М. В. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ –
слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной
ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от
метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто»,
«словно» .
Буря
мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя…
(А.С. Пушкин)
ОБРАЗ-
обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму
конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз - воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - образное
изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев
- сила, власть; правосудие - женщина с весами).В отличие от метафоры, в
аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим
произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты
из фольклора и мифологии. ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) -
изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и
основанное на резких контрастах и преувеличениях.
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, Дикие
проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
(В. Маяковский)
ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или
лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте
речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий
под сомнение.
Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
(Ф.И. Тютчев)
САРКАЗМ(греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная
насмешка; высшая степень иронии.
АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь)
- повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
О весна без конца и
без краю - Без конца и без краю
мечта!
( А. Блок)
АЛЛИТЕРАЦИЯ(лат. ad - к, при и littera - буква) -
повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную
выразительность.
Вечер. Взморье. Вздохи
ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
(К. Бальмонт)
АЛЛЮЗИЯ(от лат.
allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством
сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта,
исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!…
(Н.А. Некрасов)
АНТИТЕЗА (
греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или
противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено
дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин).
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен.
(А.С. Пушкин)
АНТИФРАЗ– употребление слова в противоположном смысле («герой»,«орёл»,
«мудрец»…). АПОКОПА(греч.apokope – отсечение) - искусственное
укорачивание слова без потери его значения.
…Как
вдруг из лесу шасть
На них медведь разинул пасть …
(А.Н. Крылов)
Лай,
хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
(А.С. Пушкин)
БЕССОЮЗИЕ
(асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или
частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
(А. Блок)
МНОГОСОЮЗИЕ(полисиндетон)
- избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску
(«И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная
фигура - бессоюзие. ГРАДАЦИЯ - стилистическая
фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных
выразительных средств художественной речи.
Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С.
Есенин)
ИНВЕКТИВА
(позднелат.
invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица
или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные потомки…», М.Ю.
Лермонтов)
ИНВЕРСИЯ(лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов
в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья
старины глубокой" А.С. Пушкин).
КОЛЬЦО -
звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции
(«Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир).
МЕТАТЕЗА(греч. metathesis – перестановка) –
перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический
приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел
сидечик…)
КАТАХРЕЗА
(греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание
несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза
сродни оксиморону.
ОКСИМОРОН (греч.
oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по
значению слов (живой труп, гигантский карлик...).ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное
расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический
образ.
В синем море волны
плещут.
Мчаться тучи, вьются тучи...
В синем небе звезды
блещут.
(М.Ю. Лермонтов)
(А. С. Пушкин)
Параллелизм может
быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный. ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма:
расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не
живем, чтобы есть»). ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ- экспрессивный синтаксический
прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически
выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит.
Сутулясь» П. Г. Антокольский).ПЕРЕНОС (франц.
enjambement -
перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на
стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее,
чем в его конце.
Выходит Пётр. Его глаза Сияют. Лик его
ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
(А. С. Пушкин)
РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность,
соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк,
создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу
между стихами и связывает стихи в строфы. Более
подробно о рифме см. «Словарь
разновидностей рифмы» или «Лаборатория».
СИЛЛЕПС(греч.syllepsis – захват) –
объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении
(«У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто используется
в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).
СИМПЛОКА
(греч. symploke -
сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах
при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу,
печали полный, один сижу на берегу»).
СТЫК- звуковой
повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.
О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А. Блок)
ЭВФЕМИЗМ(греч. euphemismos, от eu
– хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых,
деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо
«беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.). ЭЛЛИПСИС
(греч. elleipsis -
выпадение, опущение) - пропуск в
речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты?... Ты в меня!
(Г. Гейне)
ЭМФАЗА (греч.
emphasis – указание, выразительность) - эмоционально-экспрессивное выделение
части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. п. («Я
это вам говорю»). ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее
дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус
одинокий», «роща золотая»…).
Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин)
ЭПИФОРА(греч.
epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре:
повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних
звуков).
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости... (А. С. Пушкин)
Даже в одном и том же магазине вы сможете убедиться в том, что размеры, которые раньше подходили идеально, теперь вам великоваты. http://adele.pop-odejda.net.ua/perevod-pesni-adele-lovesong.html - Перевод песни adele lovesong http://bjork.pop-odejda.net.ua/bjork-human-behaviour.html - Bjork human behaviour Я хотела избавить ее от тяги к покупкам, но полный запрет мог привести ее к срыву. http://stan.pop-odejda.net.ua/alexandra-stan-get-back-mp3.html - Alexandra stan get back mp3 http://lopez.pop-odejda.net.ua/smotret-foto-dzhenifer-lopes.html - Смотреть фото дженифер лопес Вы избегаете смотреть на свое отражение в зеркалах? Когда вам будет удобно, чтобы я приехала? http://justin.pop-odejda.net.ua/tekst-pesni-back-justin-timberlake.html - Текст песни back justin timberlake http://alizee.pop-odejda.net.ua/burzum-translation.html - Burzum translation Доставая из шкафов одежду, которой она не пользовалась, Эль возвращала к жизни увлечения, которые она упустила из виду, но помнила об их существовании, тайные мечтыи утраченные надежды.
Привет всем участникам форума! Предлагаю оформить карту http://android-pc.ru/luchshie-kreditnie-resheniya/houm-kredit-v-mezhdurechensk.php - Хоум Кредит в Междуреченск без поручителей. А также карту с минимальным процентом http://albion37.ru/kreditnie-karti/rayffayzenbank-v-severo-kurilsk.php - Райффайзенбанк в Северо-Курильск . Все карты обладают льготным периодом 55 дней.