Stihiprosa


 Каталог статей
Главная » Статьи » Интересное » Все о стихосложении :)

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
-  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

ГИПЕРБОЛА
(греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.

ЛИТОТА
(греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

МЕТАФОРА
(греч. metaphora — перенесение)троп, скрытое образное сравнение,  перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании  общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

    Век девятнадцатый, железный,
    Воистину жестокий век!
    Тобою в мрак ночной, беззвездный
    Беспечный брошен человек!
                                           (А. Блок)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).

            Театр уж полон, ложи блещут;
            Партер и кресла, всё кипит...

                                         (А.С. Пушкин)

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание)  - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

     Колокольчики мои,
     Цветики степные!
     Что глядите на меня,
     Тёмно-голубые?
     И о чём звените вы
     В день весёлый мая,
     Средь некошеной травы
     Головой качая?
                      (А.К. Толстой)

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части  вместо целого  или наоборот.

 - Скажи-ка, дядя, ведь недаром
   Москва, спалённая пожаром,
   Французу отдана?
                    (М. В. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .

 Буря мглою небо кроет,
 Вихри снежные крутя;
 То, как зверь она завоет,

 То заплачет, как дитя…
                          (А.С. Пушкин)

ОБРАЗ -  обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

   Не ветер бушует над бором,
   Не с гор побежали ручьи,
   Мороз - воевода дозором
   Обходит владенья свои.
                        (Н.А. Некрасов)

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) -  образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие -  женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.
ГРОТЕСК
(франц.
grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

              Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
              Дикие проклятья дорогой изрыгая.
              И вижу: сидят людей половины.
              О дьявольщина! Где же половина другая?
                                                    (В. Маяковский)

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

     Слуга влиятельных господ,
     С какой отвагой благородной
     Громите речью вы свободной
     Всех тех, кому зажали рот.
                                         (Ф.И. Тютчев)

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) -  презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

АССОНАНС
(франц.
assonance - созвучие или откликаюсь)  -  повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

          О весна без конца и без краю -
          Без конца и без краю мечта!
          
                                    ( А. Блок)

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) -  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

      Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

      Величавый возглас волн.

      Близко буря. В берег бьется

      Чуждый чарам черный челн…
                                (К. Бальмонт)

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА
(греч. anaphora - вынесение) -  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

      Ты и убогая,
      Ты и обильная,
      Ты и забитая,
      Ты и всесильная,
      Матушка-Русь!…
                   (Н.А. Некрасов)

АНТИТЕЗА ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин).

       Ты богат, я очень беден;
       Ты прозаик, я поэт;
       Ты румян, как маков цвет,
       Я, как смерть, и тощ и бледен.
                                           (А.С. Пушкин)

АНТИФРАЗ употребление слова в противоположном смысле («герой»,«орёл», «мудрец»…).
АПОКОПА (греч.apokope – отсечение)  - искусственное укорачивание слова без потери его значения.
 

…Как вдруг из лесу шасть
На них медведь разинул пасть …
                            (А.Н. Крылов)

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
                            (А.С. Пушкин)

 

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

       Ночь, улица, фонарь, аптека,
       Бессмысленный и тусклый свет.
       Живи ещё хоть четверть века -
       Всё будет так. Исхода нет.
                                               (А. Блок)

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.
ГРАДАЦИЯ
- стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

     Не жалею, не зову, не плачу.
     Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
     Увяданья золотом охваченный,
     Я не буду больше молодым.
                                       (С. Есенин)

ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка)  - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин).

КОЛЬЦО - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир).

МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…)

КАТАХРЕЗА (греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза сродни оксиморону.

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) -  сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик...). ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.  

               
                 В синем море волны плещут.                     Мчаться тучи, вьются тучи...
                                 В синем небе звезды блещут.                                           (М.Ю. Лермонтов)
                 
                                              (А. С. Пушкин)      

Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ХИАЗМ
(греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
- экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).ПЕРЕНОС (франц.
enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.

         Выходит Пётр. Его глаза
         Сияют. Лик его ужасен.
         Движенья быстры. Он прекрасен,
         Он весь, как божия гроза.
                                       (А. С. Пушкин)

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их  единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. Более подробно о рифме см. «Словарь разновидностей рифмы» или «Лаборатория».

СИЛЛЕПС (греч.
syllepsis – захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).

СИМПЛОКА (греч. symploke - сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»).

СТЫК
- звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.

     О весна без конца и без краю -
     Без конца и без краю мечта!
     Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
     И приветствую звоном щита!
                                            (А. Блок)

ЭВФЕМИЗМ (греч. euphemismos, от eu – хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.).

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение)  - пропуск в речи  подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

          День в тёмную ночь влюблён,
          В зиму весна влюблена,
          Жизнь – в смерть…
          А ты?... Ты в меня!

                               (Г. Гейне)

ЭМФАЗА (греч. emphasis – указание, выразительность) - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. п. («Я это вам говорю»).
ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) -
 образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).

      Я помню чудное мгновенье!
      Передо мной явилась ты,
      Как мимолётное виденье,
      Как гений чистой красоты.
                                 (А.С. Пушкин)

 

 

 

ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).

                                   Вот на берег вышли гости,
                                   Царь Салтан зовёт их в гости...
 
                                                                     (А. С. Пушкин)

Категория: Все о стихосложении :) | Добавил: stihiprosa (10.03.2009)
Просмотров: 15144 | Комментарии: 16 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 161 2 »
16 grellpetvieva  
0
found here

15 Annagida  
0
Virutex

14 бердичев переоборудование  
0
отменный вебресурс http://obshivka.biz/stekla/ - замена автостекол , отопитель салона дополнительный, воздушные отопители.

13 траф  
0
Здравствуйте. хотите трафик на ваш сайт? Тогда торопитесь,к нам: http://trafikk.biz/ - трафик заказать отличный дизайн и легкость использевания принесут плоды.

12 Вкарпаты  
0
Извиняюсь за расстеряность. Хотел написать тему про карпаты но ошибся. Удалите пожалуйста если мешает http://vkarpaty.ru - .

11 Выделяйся из толпы!  
0
Даже в одном и том же магазине вы сможете убедиться в том, что размеры, которые раньше подходили идеально, теперь вам великоваты.
http://adele.pop-odejda.net.ua/perevod-pesni-adele-lovesong.html - Перевод песни adele lovesong http://bjork.pop-odejda.net.ua/bjork-human-behaviour.html - Bjork human behaviour Я хотела избавить ее от тяги к покупкам, но полный запрет мог привести ее к срыву. http://stan.pop-odejda.net.ua/alexandra-stan-get-back-mp3.html - Alexandra stan get back mp3 http://lopez.pop-odejda.net.ua/smotret-foto-dzhenifer-lopes.html - Смотреть фото дженифер лопес
Вы избегаете смотреть на свое отражение в зеркалах? Когда вам будет удобно, чтобы я приехала? http://justin.pop-odejda.net.ua/tekst-pesni-back-justin-timberlake.html - Текст песни back justin timberlake http://alizee.pop-odejda.net.ua/burzum-translation.html - Burzum translation Доставая из шкафов одежду, которой она не пользовалась, Эль возвращала к жизни увлечения, которые она упустила из виду, но помнила об их существовании, тайные мечтыи утраченные надежды.

10 rapaladin  
0
http://rapaladin.ru/ - http://rapaladin.ru/

9 warty_zaufania  
0
http://www.fantastyka.pl/forumfantastyki/memberlist.php?mode=viewprofile&sid=f9ed31e61919641c73b315f5a2320be0&u=5589

8 toodstibwab  
0
Привет всем участникам форума! Предлагаю оформить карту http://android-pc.ru/luchshie-kreditnie-resheniya/houm-kredit-v-mezhdurechensk.php - Хоум Кредит в Междуреченск
без поручителей.
А также карту с минимальным процентом http://albion37.ru/kreditnie-karti/rayffayzenbank-v-severo-kurilsk.php - Райффайзенбанк в Северо-Курильск
. Все карты обладают льготным периодом 55 дней.

7 brailsmarie  
0
http://labs.divx.com/node/117099
http://www.journals.ru/journals.php?userid=87365
http://www.journals.ru/users/prorikled
http://gamerscity.su/ladders/forum/viewtopic.php?f=34&t=4749
http://gamerscity.su/ladders/forum/viewtopic.php?f=27&t=4750
http://www.journals.ru/users/micbovacal

1-10 11-16
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник
30.04.2024
14:12
Категории каталога
Все о стихосложении :) [6]
Оригинальненькая инфа :) [0]
Форма входа
Мини-чат
200
Наш опрос
Какие стихотворения Вам больше всего нравятся?

Всего ответов: 24
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz